JUNGLE/DRUM'N'BASS
В основном британский стиль, jungle (другое название - drum'n'bass) явился перевоплощением hardcore techno, появившемся в начале 90-х. Из всех видов techno это самый ритмически сложный стиль, строящийся на быстрой полиритмии и брейкбитах. Как правило, он полностью инструментальный и состоит лишь из быстрых партий драм-машины и глубокого баса. Как следует из его названия, в jungle присутствуют влияния реггей, даб и блюза больше, чем во всем остальном hardcore, что дало основание критикам заявить, что эта музыка была сделана чернокожими techno-музыкантами и ди-джеями, которые переняли ее у белых исполнителей, доминировавших в hardcore. Несмотря на это, темп jungle никогда не замедляется до того, чтобы развить грув. Как и большинство направлений techno, jungle рассчитан на небольшую аудиторию преданных фанов, хотя успех дебюта Goldie "Timeless" в 1995 имел большее признание чем другие формы techno. В jungle стали работать многие другие уважаемые исполнители, смешивая брейкбит с элементами джаза, музыки фильмов, ambient и трип-хопа.
Первая из известных комманд, играющих в стиле Jungle была Art Of Noise, фактически она и несколько ей подобных создали то, что мы сейчас называем Jungle. Jungle это очень обобщенное название музыкального направления, которое включает в себя большое количество стилей. Фактически они объединены ломанным ударом, резкими глубокими басами, скоростью и ... идеологией каменных джунглей (идеей урбанистического футуризма). Для всех ответвлений Jungle характерна еще одна черта — применение "роллов" (разновидность барабанной дроби), проигранных на очень большой скорости, причем роллы могут быть не только барабанные, но и клэповые (клэп — хлопок в ладоши). Эта музыка довольно-таки сложна для восприятия людей, которые слышат ее в 1-й раз, т.к. она несет в себе глубокий смысл.
Drum'n'Bass Комманда, придумавшая термин Drum`n`Bass (Drums and Basses), была Art Of Noise У них есть альбом "The drum and bass collection", где смикшированы их прежние работы с добавлением характерного звучания басов и ударников - drum'n'bass. Миксы далали приглашенные диджеи и музыканты (remixed by: aquasky, dom and roland, ils, lightfood, seiji, pfm, flyright, digital pariah, j majik, lemon d).
Существует три элемента, более–менее точно характеризующие стиль Drum'n'Bass. Первое — характерные синтезаторные звуки, которыми также изобилует Artcore. Эти звуки чем–то похожи на звучание скрипки, но с небольшим придыханием. Это атмосферичные космические звуки. Характерным исполнителем данного стиля является LTJ Bukem. Второе — это басовая линия. Она весьма сильно отличается от стандартного электронного баса. Бас в Drum'n'Bass не жесткий и не агрессивный. Третьим, решающим элементом, являются ударные. Они более высокие и более мягкие, порхающие. В них нет той основательности и тяжести, которая встречается в стандартном джангле. В большинстве случаев в Drum'n'Bass доминирует один ритмический рисунок. В Drum'n'Bass очень часто можно встретить джазовые гармонии. И еще один нюанс, зачастую в этом стиле не используются электронные ударные.
Пример: Photek — Knight Vision
Jump Up - зажигательно-дискотечная музыка, с довольно примитивной мелодической линией и басами, одинаковыми во всех трэках. Вообще - самый примитивный стиль (ещё больше однообразия ему придаёт лёгкий удар TechStep схемы (тоже везде одинаковый)). Самыми яркими представителями своего направления являются: Aphrodite и Mickey Finn.
Пример: Aphrodite — BM Funkstar
TechStep / DarkStep это, пожалуй, самое агрессивное ответветвление в Jungle-музыке, во-первых TechStep можно выделить особенным ударом, довольно-таки высокой скоростью и зловещей музыкальной тематикой. В среднем в TechStep трэке содержится 2-3 звука из которых строится мелодика(?!) и 3-4 ударных сэмпла. Самыми выдающимися TechStepper-ами являются DjReality, Usual Suspects, Future Cut, Bad Company, Dom&Roland, DJ Teebee.
DarkStep хаpактеpен своими жесткими семплами, немногочисленностью удаpных инстpументов, "темными", тяжелыми и мистическими мелодиями. Эти стили немного похожи, только TechStep довольно пpимитивен и однообpазен, но дает возможность понять, что есть ломаный pитм в чистом виде, в то вpемя как DarkStep наполнен pежущим слух гpубым dark-sound'ом.
Практически вся музыка лейбла Metalheadz является живым воплощением стиля Techstep. Следует также отметить, что последнее время в Techstep любят внедрять эмбиентные атмосферические звуки на задний план. Это очень характерно для такого музыканта как Jonny L.
Пример: Konflict — The Mummy
DJ Reality — Tunnel Vision
Liquidfunk В liquid funk'е, как подстиле drum&bass'а используются те же баслайны, что и в других поджанрах, однако при построении трека используются более разнообразные семплы и гармонии, создающие более спокойную атмосферу, предназначенную скорее для домашнего прослушивания, чем для клубной аудитории. Примеры liquid funk'а можно найти среди релизов лейбла Good Looking Records, возглавляемого LTJ Bukem'ом, хотя этот лейбл также известен своим atmospheric drum&bass'ом.
В 2000 году Fabio начал продвигать этот новую форму drum&bass'а, которую и назвал Liquid Funk. Fabio выпустил одноименную компиляцию на своем лейбле Creative Source, на которой можно было проследить диско и хаус настроения, а также широко использовался вокал. Развиваясь очень медленно в начале своего существования, liquid funk стал популярен в 2003-2004 году, а в 2005 стал одним из самых продаваемых поджанров drum&bass'а, благодаря таким лейблам как Hospital Records, State of the Art Recordings и артистам: High Contrast, Calibre, Nu:Tone, Solid State, London Elektricity, Logistics. Также свою популярность на liquid funk сцене завоевали Liquid V и Rubik Records.
Atmospheric и liquid funk очень близкие жанры, однако liquid funk имеет очень тонкие различия, в нем больше прослеживаются джазовые и латино настроения, в то время как atmospheric имеет более "холодное" звучание, не использует "живые" семплы, а заменяет их более гладкими синтами.
Ключевые артисты:
High Contrast
Calibre
Nu:Tone
London Elektricity
Logistics
Sonic & Silver
J Majik
Tommy Knocker
Ключевые лейблы:
Hospital Records
Neurofunk (часто называемый "neuro") - это поджанр drum and bass, который был основан продюсерами Ed Rush, Optical, Matrix и Ryme Tyme в районе 1997/1998 годов в Лондоне, Англия. Звучание стиля было продолжением, развитием techstep`a. После этого он развивался под влиянием многочисленных музыкальных жанров - техно, хауса, джаза. Их влияние ощущалось за счет использования стройных логичных и ритмичных построений из резких звуков (stabs) в басовой линиии, которые в свою очередь поддерживались высоко техничными барабанными петлями с инверсивными элементами на подложке. При этом основным влиянием всегда был классический фанк, причем его наиболее темные и тяжелые психоделические формы. Прототип neurofunk`a на ранней стадии можно услышать в миксе Ed Rush & Optical на BBC Radio 1 за 1998 год. Это был наиболее творческий период у первой волны продюсеров, определивший характерный для стиля саунд.
Между 1999 и 2000 годами балом правил шотландский проект Konflict из Глазго (также известный как Kemal & Rob Data). Они придали саунду и структуре стиля более жесткую и еще более темную форму с сильнейшим влиянием техно на первом плане. Главный вклад Konflict в развитие жанра состоит в том, что они заложили новые стандарты для последующих поколений продюсеров 21-го века.
Optical зародил основы жанра neurofunk своим треком "To Shape the Future" (Metalheadz Records/1997). После Konflict, в 2002 году такие продюсеры как Sinthetix, Cause 4 Concern, Silent Witness, Break взяли за основу их наработки и сконцентрировались на более холодном и точном программировании барабанов, более тяжелых басовых линиях и более "жирных" и отточенных миксдаунах.
Со временем с развитием студийной аппаратуры и мастерством продюсеров стиль эволюционировал семимильными шагами. Период с 2003 по 2006 год характеризуется как самый технологически "продвинутый". Знаковые продюсеры времени - Rob F (ex-Sinthetix), Kiko, Fierce, Optiv, Corrupt Souls, Mindscape, Noisia, Phace, The Upbeats, Misanthrop, Desimal, Mayhem, Codex и другие. Также интересен своим необычным саундом Gridlok, несмотря на использование в треках духовых сэмплов джазовых оркестров эры бигбэнда, ему удалось сохранить характерный для старого neurofunk`a минимализм.
Ключевые артисты:
CAUSE 4 CONCERN
Rob F (ex-Sinthetix)
Kiko
DESIMAL
MAYHEM
Ed Rush & Optical
Matrix
Gridlok
Konflict / Kemal
Stakka & Skynet
Термин drumfunk получил широкое распространение приблизительно в 2000 году, когда drumfunk сцена начала расширяться. Изобретателем как самого жанра так термина drumfunk считается Paradox. Характерные признаки drumfunk'а - сложные брейкбиты, которые звучат так, как будто играются вживую на барабанной установке, но фактически они состоят из семплов, которые обрабатываются и выстраиваются с помощью электроники. Акцент в drumfunk треках делается именно на барабанах, а не на мелодии. Иногда ударные в drumfunk'е программируются из старых фанковых барабанных семплов.
Ключевые артисты:
Paradox
Fracture and Neptune
Danny Breaks
Seba
Macc
Fanu
ASC
Bizzy B
Ключевые лейблы:
Inperspective Records
Paradox Music
Bassbin Records
Counter Intelligence Records
Subtle Audio Recordings
Outsider
Esoteric
Breakin'
Offshore
HardStep - сильный упоp делается на pитм, используются очень тяжелые и жесткие басовые и дpам-семплы. Совеpшенно безумный pитм, иногда некpасивый, довольно слабо бывает пpедставлена мелодия - в совокупности данные компоненты делают HardStep сложным для пpослушивания.
Пример: Dred Bass — Technology
JazzStep Известен так же, как Jazzy Jungle.
Нет такого человека, который бы не слышал джаза. Acid Jazz - это фактически Jazz, с музыкальной точки зрения, но с ударом джангловой схемы. Во многих Acid Jazz трэках есть вокальные партии, большинство такой музыки очень похоже на Drum'n'Bass, только используются живые джазовые инструменты (гитары, саксофоны, контрабасы, и т.д.).
Пример: Ez Rollers — Tough At The Top
IDM Известен так же, как Artcore.
IDM — Intelligent Dance Music, альтеpнативное напpавление электpонной мyзыки. Основателем IDM считается английский техно-мyзыкант Richard James, известный как Aphex Twin. Можно считать что стиль заpодился в 89-ом годy. Сам теpмин Intelligent Dance Music был пpидyман в недpах компьютеpных сетей пpимеpно в 93-ем годy. Это пpидyмывание связано с тем, что такая мyзыка либо не yкладывалась в pамки какого одного yже сyществyющего стиля, либо вообще была ни на что не похожа. А несколько английских паpней сидящих за компьютеpами, оказались как pаз теми, кто очень быстpо пpоникся этой мyзыкой. Экспеpиментальность могла пpоявляться во всем: в мелодиях, в pитмах, в звyках, в схемах постpоения композиций. Так в свое вpемя под опpеделение данного стиля попадали гpyппы от Cosmic Baby до Cabaret VoltAire, от Banco De Gaia до Goldie, от Portishead до Underworld.
Пример: Waterjuice — Captain Nemo's Secret Chamber
eXperimental Известен так же, как Drill'n'Bass.
Drill'n'Bass - недалекая форма Breakbeat, которая базируется главным образом на мощном компьютерном звуке и кропотливом программировании, - превратила старые midtempo beats and breaks в сумасшедшую экспериментальную «нарезку» электронной музыки, обращающей на себя мало внимания.
Начиная с середины 1995 г., три основных лидера возглавили направление с пластинками: Aphex Twin (Hangable Auto Bulb), Luke Vibert's Plug project (Plug 1) и Squarepusher (Conumber). В следующем годы стиль Drill'n'Bass завоевал признание, вышли полные версии вышеуказанных альбомов. Особенно нужно отметить Plug's "Drum'n'Bass For Papa" и дебютный альбом Squarepusher Feed Me Weird Things. После этого стиль оказался на волне успеха, появилась группа музыкантов, играющих в этом стиле, включая Animals on Wheels, Amon Tobin, Mung и Plasmalamp. Drill'n'Bass перешел в глубокий андеграунд к 1998г., и это было не удивительно, принимая во внимание экстремальную природу стиля.
Пример: Aphex Twin — 4
Fungle Одно из последних, появившихся не так давно, напpавлений интеллектyальной танцевальной мyзыки. Все та же электpонная мелодика интеллектyальной мyзыки, полyчила неожиданное pазвитие, когда некотоpые IDM-мyзыканты начали экспеpиментиpовать с джангл pитмами. Экспеpименты зашли гоpаздо дальше, чем написание джангл-pитмов из нестандаpтных yдаpных звyков. В частности особенно далеко зашло дело по издевательствy над этими pитмами. Их ломанием, сбиванием, или пpостым написанием неповтоpяющейся за весь тpек дpам-паpтии.
Особyю попyляpность пpиобpел yдаpный эффект - "тpещетка", кpатковpеменная скоpостная долбежка yдаpным звyком на скоpости 300-1000 bmp. Многие мyзыканты yже шагнyли дальше, и их тpеки похожи на однy большyю тpещеткy. Hо данное напpавление только еще pазвивается, и тенденции таковы, что данное напpавление выделится как отдельный стиль под названием Fungle.
Хаpактеpные пpедставители и альбомы:
Squarepusher "Feed Me Weird Things", "Big Loada EP",
AFX "Hangable Auto Bulb EP",
Aphex Twin "Richard D. James",
Mu-Ziq "Lunatic Harness"
Hard IDM Основной отличительной чеpтой данного напpавления являются тяжелые пеpегpyженные и pваные yдаpные звyки в pитмах композиций. Ритмы в своей основе так же строятся на бpейках и сбивках. Ритм в такой музыке всегда пpеобладает над мелодией, если конечно мелодия вообще пpисутствует в композиции. А мелодия в пpивычном понимании этого слова, пpисyтствyет очень pедко. Так вот если она пpисyтствyет, то где-то в далеке от pитма, на заднем плане. А так чаще всего мелодическая часть тpека состоит из свистов, пеpегpyженных скpипов, гpемящих железок, гpомких бyльканий и пpочих шyмов. Шyмы обычно пpименяются синтезиpованные, либо сильно обpаботанные живые. Главное - чтобы в композиции как можно больше всего тpещало и свистело, а повеpх этого стyчал не менее тpещащий и бyхающий ломаный pитм. Самые яpые любители IDM считают такyю мyзыкy как pаз самой танцевальной мyзыкой на свете.
Хаpактеpные пpедставители и альбомы:
Cylob "Industrial Folk Songs",
Aphex Twin "Classics",
D'Arcangello "D'Arcangello EP",
Alec Empire "Generation Star Wars",
Speedy J "Public Energy No.1"
Soft IDM В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые и добрые мелодии, зачастую очень простых. но как правило необычных. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. Причем мелодия может нести как амбиентнyю нагрузку как y Autechre, так и танцевальную как y Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм построенный на сбивках и бpейках. Удаpные звyки могyт быть довольно стандаpтными как y Orbital, а могyт быть и совсем не стандаpтными как y Aphex Twin. Возможно использование немного пеpегpyженных и немного гpязных yдаpных звyков. За вpемя композиции pитм может несколько pаз тpасфоpмиpоваться, замолкать или наобоpот пpеобладать над мелодией.
Ragga Jungle Смесь ускоpенных бpейкбит-моделей и pечетатива (данный pечетатив пpедставляет собой нечто сpеднее между pэпом и pегги-вокалом), и пресса делала упор на такие особенности этого стиля, как неноpмативная лексика и пpопаганда pасизма. Конечно, Ragga Jungle очень важен как музыкальные выражение низших (как чеpных, так и белых) слоев населения. Он в какой-то меpе является национальным эквивалентом гангстеpского pэпа; pежущие ухо местные негpитянские наpечия, остpые, "выступающие" pитмы и "давящий" на уши басс воплотили все кpиминальное настpоение в гетто. Hо из-за того, что внимание сфокусиpовалось на таких, как M-Beat и General Levy (кстати, именно эти две фигуpы - вокалист General Levy пpи пpодюсеpе M-Beat - летом 1993 года записали композицию "Incredible", ставшую пеpвым джангл-хитом и получивших пеpвое место в десятке лучших хитов в Англии - пpим. автора), авангаpд джангл-сцены остался в стоpоне, и сpеди них Metalheads, Omni Trio, Foul Play, LTJ Bukem.
Liquid Funk Андеграундное сообщество, всегда очень чуткое к музыкальным трансформациям, в отличие от своего куда более коммерциализированного Alter Ego в лице музыкальной индустрии, потихоньку начинает возвращаться к корням драм-н-бэйса, то есть к фанку. Конечно, это уже не тот фанк, который существовал двадцать лет назад. Новый фанк - это современное видение и воплощение старых идей, которые, как оказалось, выдержали-таки проверку временем. Нарождающееся течение вобрало в себя все лучшее, что могло взять из уже закостеневшего классического драм-н-бэйса, и присовокупило к этому теплое и живое фанковое звучание, которое целиком изменило стиль.
Столпы драм-н-бэйсовой сцены называют новое звучание Liquid Funk или afro-Funk. И сегодня уже совершенно ясно, что в любом случае будущее не за консерваторами, а за теми, кто учится на ошибках своих предшественников, умеет анализировать и выделять все плюсы и минусы уже существующих музыкальных формаций и экстраполировать из всего этого новое, ни с чем не сравнимое звучание, в которое, кроме переработанного опыта, вкладывается настроение, душа музыканта, что создает действительно сильные "вибрации" (vibes) на чувственном и подсознательном уровне.
Если обратиться к истокам и проследить развитие драм-н-бэйса, беря за точку отсчета не харкор, а брэйкбит, который является дедушкой многих современных стилей, использующих ломаную ритмику, можно совершенно точно сказать, что привело к столь сильному кризису в классическом драм-н-бэйсе. Дело в том, что появился брэйкбит с легкой руки ди-джеев хип-хопперов/рэпперов, использовавших многочисленные вставки из старых фанковых винилов, совмещая все это со скрэтчингом и сильным акцентом на ритмику. И брэйкбит, и хардкор, и джангл, и драм-н-бэйс пытались сохранить в себе дух старого фанка, смешивая его сексуальную назойливость с холодными технологиями современности, что родило ряд гибридных форм.
Вообщем Liquid Funk это драм-н-басс поcтроенный на звуках саунд треков в детективном фильмам 70-х годов.Прежде всего главной характерной чертами является использование гитар с вау - и фуз - эффектами.Вместо ломающих общий темп трека драм-сбивок задействованных в оркестровые и духовые проходки.В этом сильно преуспели Peshay,Grooverider и Adam F.
фанк всегда имел мощную и неразрывную связь с сексом. И когда-то, на каком-то этапе своего развития, драм-н-бэйс просто утратил эту наследственную связь, что заставило его все больше и больше погружаться в церебральное звучание.
Музыканты стали отдавать предпочтение запрограммированным барабанным трекам, а не сэмплингу, как это делалось ранее, и вместе с этим разорвалась тa ниточка, которая помогала сблизить "живую" музыку (с ее накалом эмоций) и электронный саунд, рафинированный, холодный и синтетический. Конечно, электронное звучание имеет свои прелести. Существует ряд талантливейших музыкантов, которые холодность превращают не в минус, а в плюс. Но драм-н-бэйс как стиль слишком незатейлив, чтобы компенсировать вышеприведенные недостатки. Когда-то за счет сложной полиакцентированной ритмики это получалось. Сейчас это просто уже не ново и всем приелось.
Intelligent Jungle Hаиболее музыкальный и задумчивый вариант джангл музыки. Получил распространение после выхода в 1995 году альбома Goldie "Timeless". Как и любая intelligent музыка, Intelligent Jungle очень экспериментален и не имеет четких стилистических рамок. Основная особенность - упор делается либо на красивую и сложную музыкальную тему, либо на эмбиентные звуковые картин ки. В Intelligent Jungle очень большое внимание уделяется не посредственно звукам, в этом проявляется сходство этого стиля с Intelligent Dance Music.
Характерные представители и альбомы:
Goldie "Timeless"
Plug "Drum'n'Bass For Papa"
MADCHESTER
Это направление доминировало в британском роке на рубеже 80-х и 90-х. Madchester представлял собой смесь танцевальных ритмов acid house и мелодичного попа с запоминающимися припевами. Двумя основными командами стиля были the Stone Roses и Happy Mondays. Первая была традиционной гитарной поп-группой, и их песни были нормальными поп-мелодиями - это был модернизированный поп 60-х. Happy Mondays использовали технологию "выреза и вставки", подобно сэмплированию в рэпе, беря припевы у The Beatles и LaBelle и помещая их в контекст мутной психоделической танц-музыки. Несмотря на различные подходы, обе группы объединяло увлечение музыкой и культурой acid house, а также один и тот же родной город - Манчестер, Англия. По мере роста их популярности, британская пресса приклеила им, а также близким по стилю группам the Charlatans [UK] и Inspiral Carpets, ярлык "Madchester", по одной из песен Happy Mondays. Также это направление называли словом baggy, так как музыканты групп носили мешковатую одежду. Madchester был невероятно популярен в Великобритании на протяжении нескольких лет, а затем сошел на нет, во многом из-за инертности the Stone Roses и злоупотреблению наркотиками Happy Mondays. В Америке жанр не произвел никакого особого влияния, за исключением альтернативных кругов, но такие отпрыски Madchester, как Oasis, Pulp, Blur, творчество которых было сильно пропитано смесью старой и современной поп-музыки, в середине 90-х стали звездами на международном уровне.
OLD SCHOOL RAP
Этот термин подразумевает стиль самых первых исполнителей рэпа, появившихся в Нью-Йорке на рубеже 70-х и 80-х. Его отличают довольно простые тексты, с примерно одинаковыми по длине строками. В текстах основное внимание уделялось не поэтическим изыскам, а просто хорошему настроению - за исключением социально заряженных стихов Grandmaster Flash, существенно расширивших тематику рэпа, большинство ранних текстов отражали веселье тусовок негритянских кварталов, где и зародился old school rap. Некоторые ранние рэп-композиции пелись под аккомпанемент в стилях диско или фанк, в то время как другие использовали синтезаторный фон (который, как с рэп-текстами так и без них, был известен как electro). Первыми записями old school rap являются два сингла 1979 года, Fatback's "King Tim III" и the Sugarhill Gang's "Rapper's Delight," хотя само направление начало формироваться фактически за десятилетие до того. Центром old school rap быстро стала фирма Sugarhill Records, которая доминировала на этом рынке вплоть до появления Run-D.M.C в 1983-84 г.г. Последние своим стилем и саундом вскоре захватили первенство в рэпе, и по сравнению с ними old school rap с его фанковым влиянием уже казался действительно старым. При сравнении с более сложными ритмами и рифмовыми схемами современного рэпа или тем хип-хопом, который записывался менее десятилетия спустя "Rapper's Delight", old school rap может выглядеть устаревшим и простоватым. Однако, лучшие трэки того периода по-прежнему сохраняют веселый настрой, являясь отличной пати-музыкой, не зависящей от времени и всего того, что произошло с тех пор.
PROGRESSIVE HOUSE
К концу 80-х house-музыка уже прочно закрепилась как феномен массовой культуры, особенно в Великобритании. В этот период появилось новое поколение продюсеров, выросших на первой волне house-музыки и стремившихся по-новому применить ее лучшие элементы. Это были такие группы, как Leftfield, the Drum Club, Spooky, Faithless. Их работы начали попадать в танцевальные чарты, а иногда и в британские чарты синглов. Что касается полнометражных альбомов данного направления, то некоторые из них имели звездный статус - такие как Leftism (Leftfield), Gargantuan (Spooky), Everything Is Now (the Drum Club). К середине 90-х идеи, внесенные исполнителями progressive house, стали частью массовой house-культуры по всему миру.
PSYCHEDELIC
Пионерами современной психоделической музыки принято считать Pink Floyd, The Doors, Rolling Stones, частично The Beatles и другие коллективы, связанные с субкультурой хиппи. Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок, а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс» (psychedelic trance, характерные представители — израильские проекты Infected Mushroom, Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо» (или psybient, характерные представители — Shpongle, Bluetech) и другие.
Психоделический транс, он же «пситранс», он же «псай-транс», он же «психоделик-транс», он же «псай», он же «пси» (англ. psychedelic trance, psytrance) — направление в электронной музыке, отделившееся от гоа-транса в середине 1990-х годов.
Основные элементы культуры псай-транса и гоа-транса совпадают. Для их создания используется одинаковый инвентарь, концерты (вечеринки, рэйвы) проводятся по схожим схемам, поклонники и того, и другого жанра в народе называются «трансерами», у них одинаковая атрибутика: «кислотные» цвета и рисунки, знаки «Ом (индуизм)» и пр.
Основное отличие, как следует из названия — музыкальный акцент на «психоделии», в то время как центральной темой гоа-транса традиционно является ритм и танец. Псай-транс подразделяется на многочисленные дополнительные жанры, устремленные либо в «жёсткую» сторону (en:dark psy), либо в «мягкую» (en:ambient psy), либо во все стороны сразу (en:suomisaundi).
К настоящему времени наиболее «мэйнстримовым» стал так называемый «фулл-он» (en:full-on), который, как правило, строится по определенным ритмическим правилам, достаточно гармоничен и мелодичен и подходит большинству любителей жанра.
Наиболее популярен псай-транс в Западной Европе, Скандинавии и Израиле, в последние годы растёт его популярность в Японии, Восточной Европе и СНГ, а также в Латинской Америке, Австралии и Южной Африке. США и Канада традиционно находятся на обочине. Концерты, среди которых достаточно большие мероприятия в клубах («индоры») или на природе («опенэйры»), собирают сотни и тысячи человек. Обычно концерты проходят ночью, хотя бывают и фестивали, длящиеся по нескольку дней.
Израильские музыканты, вероятно, являются ведущими мировыми производителями этой музыки, наиболее характерным представителем можно назвать Astrix’а (en:Astrix). Помимо израильских и западноевропейских проектов в последнее время также становятся популярными коллективы из таких стран, как Греция (Wizzy Noise, Ion), Россия (en:Kindzadza, Fungus Funk), Украина (en:SynSUN), Сербия (Alternative Control), ЮАР (Protoculture, en:Rinkadink), Мексика (Lamat), Бразилия (Audio X) и др.
К стилю psytrance могут относить и популярный израильский проект Infected Mushroom, а также популярный британский проект Shpongle, хотя творчество этих коллективов нельзя описать через какой-то один определенный стиль.
По меркам большинства музыкальных СМИ музыка данного жанра считается неформатной и в теле- и радиоэфире почти не звучит — главным образом из-за постоянной пропаганды галлюциногенных наркотиков, встречающейся едва ли не в каждой второй композиции.
RAVE
Скорее, rave - это социальное явление, чем просто стиль музыки. Так назывались андеграунд-тусовки, на которых слушались acid house и hardcore и принимались большие дозы наркотиков. Большая часть музыки rave-тусовок несла отпечаток психоделии еще до того, как наркотики вошли в моду в этой среде. На rave-тусовках ди-джеи проигрывали смесь из синглов house и techno. Именно ди-джеи, а не авторы таких записей, стали наиболее значимыми именами в rave-среде. Такие тусовки в конце 80-х и начале 90-х были главным образом британским феноменом. Они проводились в просторных местах, таких как заброшенные складские помещения или даже на открытом воздухе. В итоге правительство Великобритании стало проявлять заботу по поводу того, что такие сборища являются опасным, антисоциальным феноменом, которому нужно положить конец. Однако, rave-пати не исчезли, а их анонсы передавались устно и через флайерсы. В Штатах эти вечеринки стали возникать в начале 90-х, но даже впоследствии никогда не собирали большого скопления народу, даже по стандартам андеграунда. На протяжении 90-х группы, испытавшие прямое влияние rave-культуры - такие как baggy-группы the Stone Roses, Happy Mondays, Charlatans; брит-поп группы Pulp и Oasis; и техно-исполнители наподобие Prodigy приобрели широкую популярность, и данная культура до конца десятилетия еще продолжала привлекать внимание британской молодежи.
SALSA
Популярность этого латиноамериканского стиля распространилась и на Соединенные Штаты, во много благодаря Пуэрто Рико. Для salsa характерны ритмическая сложность и большое число исполнителей в ансамбле (перкуссионные, духовые, вокал, фортепиано, бас и т.д.). Сегодня это актуальный стиль в Латинской Америке, который становится все более популярным и на североамериканском континенте.
SHIBUYA-KEI
Феномен японской поп-музыки с таким названием вышел из суперфешенебельного района в западном Токио Shibuya, где расположены одни из самых лучших музыкальных магазинов в мире. Имя района было затем дано ряду японских поп-музыкантов, появившимся из этой потребительской культуры, при этом впитавших в себя продукцию западной поп-музыки. В работах передового коллектива этого направления Pizzicato 5 заметны самые различные влияния, от lounge-pop Burt Bacharach до хип-хоповой культуры больших городов. В своем чистом виде shibuya-key представляет собой образец классической западной поп-музыки, отраженной в зеркале современного восточного общества и сочетающей все это в конечном продукте.
SHOEGAZING
Таким термином окрестили музыку британских рок-групп, записывавшихся на независимых ("инди") лейблах в конце 80-х - начале 90-х, из-за манеры исполнения, когда музыканты играли, стоя неподвижно и уставившись себе под ноги. Для саунда таких групп были характерны протяжные, монотонные гитарные риффы, исполняемые с дисторшном на чрезмерной громкости, также с использованием обратного "завода" гитар с колонками. Во всем этом тонули голоса и мелодии, создавая кашу, в которой невозможно было отличить один инструмент от другого. Большинство исполнителей данного направления исходили из стандарта, заданного группой My Bloody Valentine своими ранними записями на ЕР, а также первым долгоиграющим альбомом Isn't Anything. Другими заметными первопроходцами были Dinosaur Jr., the Jesus & Mary Chain, и the Cocteau Twins. Последовавшие за ними Ride, Lush, Chapterhouse, the Boo Radleys добавили собственные стилистические особенности. Так, Ride были близки к психоделии 60-х. Группы shoegazing не отличались динамичностью исполнения или живостью своих интервью, что помешало им завоевать такой важнейший рынок, как Америка. В 1992, после доминирования в инди-чартах и музыкальной прессе около трех лет, shoegazing-группы были вытеснены оттуда потоком американского grunge, а с другой стороны группа Suede положила начало брит-попу, воцарившемуся в британских чартах в середине 90-х. Некоторые shoegazing-группы распались в ближайшие годы (Chapterhouse, Ride), в то время как другие - к примеру, the Boo Radleys и Lush развивались вместе со временем и продолжили свои карьеры до конца десятилетия.
SKA
Этот вид музыки возник на Ямайке в начале 60-х. Основными элементами являются вокал, духовые и ритм-гитара, играющая на слабые доли. Сегодняшние группы, играющие ska, такие как No Doubt, часто взвинчивают темп, но в остальном довольно близки к основной концепции этой музыки. SPEED GARAGE Это направление сформировалось на основе garage techno, с добавлением ragga-вокала, обратной прокрутки и ди-джейской игры на "вертушке", наслаивающихся на drum'n'bass-ритмы. Speed Garage завоевал лондонскую клубную сцену в 1996 в качестве музыки, звучащей вечером по воскресеньям и позволяющей отдохнуть от чересчур энергичного стиля jungle/drum'n'bass. Испытав влияние американских продюсеров Todd Edwards и Armand Van Helden, это направление развилось благодаря европейским исполнителям the Dream Team, Double 99, Boris Dlugosch, the Tuff Jam Crew. Garage Очень многие люди называют красивым словом «гараж» хаус или техно. С чем это связано? Скорее всего с тем, что стиль электронной музыки Garage достаточно недавно был изобретён и не многие ещё успели до конца разобраться в чём суть и специфика стиля. Дело в том, что изначально garage был придуман, как смешение двух стилей: jungle’a и house’a. Armand Van Helden, достаточно известный в то время человек, был первым, кто первый попытался «скрестить» эти стили. До проведения Хелденом эксперимента, многие считали его «больным», но услышав то, что он создал, забрали свои слова назад. Это был 1995-й год. Сейчас, произведения из того времени, стали настоящей классикой классикой жанра. Название стиля пошло от имени клуба, в котором он был рождён. Клуб назывался Paradise Garage. Данный стиль можно описать следующим образом - вокал в духе соул, а затем бит. Трудно не заметить сильное влияние ритм-н-блюза на стиль. Скорее ритм-н-блюз даже лежит в корне garage’а. Garage развивался и, в 1996 году, появиляется Speed Garage. Сначала Соединенные Штаты, затем Англия, и вскоре весь мир стал двигаться под ритмы speed-garage. Здесь стоит пояснить, что speed-garage уже в начале стали ассоциировать с новым рождением американской традиционной хаус - музыки. Характеризующие черта стиля - басс-линия, буквально оккупирующая передний план музыкальной картинки и задающая энергичную подкачку ритма и атмосферы на танцполе. Кстати, наверное, поэтому некоторые называют speed- garage "танцевальной смесью хауса и джангла". Наверно благодаря этому стиль и получил широкое распространение по всему миру. Speed Garage не очень широко распространён в клубах России, но постепенно он набирает свои обороты. Cамые ярко-выраженные примеры: Serious Danger, Mousse T, Todd Terry, Double 99, Ultra Nate, 187 Lockdown. 2-Step/British GarageЭтот стиль был создан на базе убыстренных элементов сладкозвучного garage techno плюс резкие вокальные партии, постоянные повторы и скретч в сочетании с судорожными ритмами drum'n'bass. British Garage ворвался на клубные сцены Лондона в 1996 г., мгновенно завоевав статус хорошего способа расслабиться в выходные, вытесняя направление jungle/drum'n'bass, как «перченый» танцевальный стиль конца 90-х. В разные этапы своего развития этот стиль был известен как speed garage [ошибочное название], underground garage и 2-Step. Стиль попал под влияние американских музыкантов, таких как Todd Edwards, Armand Van Helden и Romanthony. Стиль развивался с помощью таких команд, как Tuff Jam, Dream Team и RIP, - они записывали значительные клубные хиты, некоторые их которых затем перешли поп-чарты. К 1998 стиль, который ранее был известен как speed garage, трансформировался в новое событие на музыкально сцене. Теперь он отличался склонностью к сладкоголосым попсовым звукам R&B и активно использовал BreakBeat. Среди множества отличных музыкантов (новички MJ Cole, Zed Bias, Wookie и Sunship, а также зарекомендовавшие себя фигуры, такие как Tuff Jam, Dream Team и Artful Dodger) и крупных звукозаписывающие компании (Locked On, Nice 'N' Ripe, Quench, Grand Theft Audio, Naughty), - стиль оказался удивительно устойчивы к новым веяниям в профессиональном dance. Даже в то время, такие хиты как "Destiny" (Dem 2) и "Movin' Too Fast" (Artful Dodger) занимали верхние строки в хит-парадах, а сборники продавались большими тиражами, десятки пиратских радиостанций продолжали развивать резкую и тяжелую концепцию стиля. Пример: Apex Digital - Waring Trick Or Treat - Harmonize Aromabar - Winter Pegent Artful Dodger - Are You Ready Tsunami One & BT - Hip Hop Phenomenon.TECHNOКорни techno лежат в электронной house-музыке, производившейся в Детройте в середине 80-х. В то время, как house-музыка, даже будучи полностью механической, все равно имела прямую связь с музыкой диско, стиль techno был сугубо электронной музыкой, рассчитанной на малую, специфическую аудиторию. Первые продюсеры и ди-джеи techno - Kevin Saunderson, Juan Atkins, Derrick May и другие - делали упор на электронные, синтезаторные ритмы исполнителей электро-фанка, таких как Afrika Bambaataa, и synth-рока, таких как Kraftwerk. В США techno был полностью явлением андеграунд-культуры, но в Великобритании в конце 80-х приобрел массовую популярность. С наступлением 90-х techno стал распадаться на ряд под-стилей, таких как hardcore, ambient, jungle. В hardcore темп убыстрялся до такого уровня, что под него было невозможно танцевать. Создатели ambient пошли противоположным путем, замедляя общий темп и используя расплывчатое электронное звучание. Эта музыка использовалась в качестве успокоительной, когда рэйверы и другие завсегдатаи клубов хотели отдохнуть от acid house и hardcore techno. Jungle, как и hardcore techno был весьма напористым, сочетая навязчивые ритмы techno с брейкбитом и элементами dancehall reggae. Все эти под-стили techno поначалу предназначались для проигрывания в клубах ди-джеями. В соответствии с этим, большая часть этой музыки выходила в виде синглов 12" или на сборниках различных исполнителей, имевших достаточно места для продолжительных по времени композиций и дававших ди-джеям много материала для микширования в своем сете. Но к середине 90-х новое поколение techno-исполнителей - таких ambient-групп, как the Orb и Aphex Twin, и более агрессивных the Prodigy и Goldie - стали производить альбомы, на которых уже не было просто сырых ритмов, предназначенных для микширования ди-джеями. Не удивительно поэтому, что эти исполнители, особенно the Prodigy, и стали первыми признанными звездами techno. Термин Techno используется для описания многих типов электронной музыки. По данным Oor Pop Encyclopedia, например, Techno - абстрактный вид House, и если хаусовые грувы как правило мягкие и плавные, то в техно используются жесткие и достаточно неистовые. Идеологически Techno представляет собой воплощение механического бита и различных звуков (от апокалиптичных сирен до сэмплированных диалогов с телевизора и синтезированных шумов). Techno как стиль изначально появилось в городе Детройте в начале 80-х годов. Как и House, Techno характеризует ровный kick, который идет на каждую четверть.Чаще всего Techno немного быстрее, чем House (порядка 130-140 BPM), и не содержит в бите диско-клэпов (хлопков), которые так любят ввернуть в хаусовую ритмику. Большой плюс Techno в том, что оно дает обширную свободу для творчества: могут использоваться и различные перкуссионные звуки, белые шумы различных модификаций, а также диско-звуки, которые были популярны в конце семидесятыхClassic Techno Известен так же, как Detroit Techno.

